Вход

Регистрация
Главная
 
 
Меню сайта
РУБРИКИ
НАШИ МАТЕРИАЛЫ
Слова сплетаются в стихи... [4]
Буйство красок [2]
Форма входа
Главная » Статьи » ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ » Буйство красок

КРАСОТА ГЖЕЛИ

 


Что такое «Гжель»?

Невероятно красивое слово «Гжель» у каждого мало-мальски сведущего в истории отечественной культуры человека ассоциируется с всемирно известным народным промыслом, плодами которого является удивительно красивая расписная керамика: неповторимая, яркая, самобытная. Как и сотни лет назад, великолепная посуда восхищает тонким белоснежным фарфором и диковинными бутонами цветов. Чуть было не утраченные в XIX веке традиции гжельского промысла в середине XX века были возвращены, а сегодня высокохудожественный фарфор с традиционной подглазурной росписью пользуется огромным спросом в России, в ближнем и дальнем зарубежье.

Чем так привлекателен гжельский фарфор? Почему даже самые отъявленные модники, оказавшись у витрины с великолепной посудой, украшенной сказочными лепестками и бутонами, забывают напрочь о распродаже в магазинах одежды и замирают, очарованные этим невиданным, диковинным чудом? А как пройти равнодушно мимо этого яркого великолепия!? Хотя в традиционном гжельском рисунке вроде бы и нет особого изыска, он мгновенно приковывает взгляд, и сам того не замечая, начинаешь им самозабвенно любоваться. Скупая на цвет, она не выглядит монотонной. Синяя подглазурная роспись – это гармоничная игра формы и оттенка. Этот цвет завораживает и околдовывает. Прозрачная глазурь добавляет ему приятной насыщенности, а на идеальной белизне фарфора сюжеты, выполненные в технике «Гжель» смотрятся очень контрастно и выразительно.

Купить «правильную Гжель» - непростая задача. Вам посоветуют адреса магазинов, предлагающих настоящую гжельскую керамику, но кто поручится, что это то, что вам нужно? Настоящая ли это «Гжель» или все же это изделия, стилизованные под «Гжель»? Во времена Советского союза, когда и начался период активного возрождения промысла, расписная гжельская керамика пользовалась огромным спросом, который кустарное производство не способно было удовлетворить, а потому появилось такое понятие, как изделие «под Гжель» или попросту имитация. Сегодня же даже бани и сауны могут предложить своим гостям отдохнуть у каминов, украшенных оригинальной гжельской плиткой, с потолков ресторанов свисают изящные гжельские люстры, а шкатулки с синей глазурью можно встретить в любой среднестатистической квартире.




ГЖЕЛЬ (гжельская керамика), изделия керамических промыслов Московской области, центром которых была бывшая Гжельская волость — деревни Речицы, Гжель, Жирово, Турыгино, Бохтеево, Новохаритоново, Володино, Кузяево. В настоящее время изделия производят в тридцати селах и деревнях бывших Бронницкого и Богородского уездов, в 60 км от Москвы (ныне Раменский район). Слово «гжель» происходит, возможно, от «жечь».

Впервые местность Гжель упоминается среди других в духовной грамоте Ивана Калиты, затем — во всех духовных грамотах великих князей, а Иван Грозный обозначил ее как «государеву дворцовую волость», то есть собственность двора.




Начало кустарного производства

В 17 в. крестьяне гжельских деревень и сел начали выделывать поливную посуду и игрушки. Делали в Гжели кирпич, глиняную обварную и томленую посуду с однотонным светлым черепком, а в конце того же 17 в. освоили изготовление «муравленой» (т. е. покрытой зеленоватой или коричневой глазурью) посуды, не пропускавшей воду. О гжельских глинах было известно и в Москве. В 1663 царь Алексей Михайлович издал указ: «...во Гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов приискать глины, которая глина годица к аптекарских сосудам».

Исследование гжельской глины

В 1710 Гжельская волость была приписана к Аптекарскому приказу «для дела алхимической посуды». В 1744 попытались проверить пригодность гжельских глин для производства фарфора — порцелина, как его тогда называли. В Гжель послали специальную комиссию, в которую входили Афанасий Гребенщиков, владелец керамического завода в Москве, знаток гжельских глин, и Д. И. Виноградов. Виноградов и Гребенщиков осмотрели четыре образца местных глин и взяли для опытов 2 тыс пудов глины-песчанки и 500 пудов глины-жировки. Всю глину доставили в Петербург, где из гжельской песчанки-черноземки Виноградов получил первый образец фарфоровой массы. В 1749 Виноградов пробыл в Гжели около 8 месяцев. Он познакомил с гжельскими глинами М. В. Ломоносова, который высоко отозвался о них: «...Едва ли есть земля самая частая и без примешания где на свете... разве между глинам.., для фарфору употребляемыми, какова у нас гжельская или еще исетская, которой нигде не видел я белизною превосходнее». Смешав оренбургскую глину с гжельской черноземной, Виноградов получил настоящий чистый и белый порцелин.





Майоликовые изделия

В самой Гжели работало много мастеров, некоторое вpемя обучавшихся на заводе Гребенщикова в Москве. Имея большой опыт гончарного дела, получив необходимый навык у мастера, гжельские кустари, быстро освоив производство майолики, начинали изготавливать подобные изделия в своих мастерских. Они создавали нарядную посуду: квасники — декоративные кувшины с кольцевидным туловом, высокой куполообразной крышкой, длинным изогнутым носиком, часто на четырех округлых ножках; кумганы — подобные же сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе; кувшины, рукомои, кружки-шутихи («напейся — не облейся»), блюда, тарелки и др., украшенные орнаментальной и сюжетной росписью, исполненной зеленой, желтой, синей и фиолетово-коричневой красками по белому фону. Обыкновенно в центре изображения находилась птица типа журавля, основное изображение дополняли условные деревца, кустики, иногда архитектурные сооружения.


Гжельские гончарные заводы

В 1770-е годы, наряду с кустарными мастерскими, которых было бесчисленное множество, в Гжели существовали и гончарные заводы, их было около 25. В 1775 один из заводовладельцев, С. Афанасьев, выполнил придворный заказ на посуду, что свидетельствовало о большой популярности и авторитете гжельского промысла. По отзыву на выполненный заказ, гжельская посуда — тарелки, блюдца, супницы и др. — была «... на фасон заморских самолутчей доброты».





От майолики к полуфаянсу

С конца 18 в. и до 1820-x годов в Гжели происходит переход от майолики к полуфаянсу. Соответственно меняется и роспись изделий — от многоцветья, характерного для майолики, к одноцветной подглазурной росписи кобальтом. В это время в Гжели насчитывалось около 50 фабрик, изготавливавших полуфаянсовые изделия. 1840-е годы — расцвет полуфаянсового и гжельского народного керамического промысла. В росписи преобладает растительный орнамент. Основные формы: кумганы, квасники, реже — кружки, подсвечники, рукомойники. Полуфаянсовые изделия этого периода представлены сейчас в ведущих музеях страны — Историческом, Русском, Эрмитаже, а также в Егорьевском краеведческом. В одном из статистических описаний Московской губернии 1811 гжельская посуда аттестуется «лучшею из всех делаемых в России сего рода посуд». Гжельские изделия распространялись не только по всей России, от Архангельска до Астрахани и в Сибири, их вывозили в Среднюю Азию и страны Ближнего Востока. Учитывая местные вкусы, гжельские мастера создали устойчивый ассортимент так называемого «азиатского» фарфора: чайники, пиалы разных размеров и определенной формы, с характерной цветочной росписью в медальонах на цветном фоне. Посуда эта широко бытовала и в русских трактирах.



Гжельские фабриканты

В цветущую пору гжельской промышленности работало более тридцати фабрик. Среди известных фабрикантов — братья Бармины, Я. Храпунов-новый, Фомин, Тадин, Рачкины, Гуслины, Сазоновы, Тереховы, Киселевы. Известными в Гжели были фабриканты Гусятниковы. Фамилия эта по сей день продолжается в Гжели нынешней. Но самыми удачливыми среди фабрикантов были Кузнецовы. Их фабрика возникла в начале 19 в. в деревне Новохаритоново. Первыми хозяевами были братья Tepeнтий и Анисим Кузнецовы. От них династия продолжала семейное дело до революции, покупая все новые и новые владения и фабрики. В конце 19 в. пять крупных заводов М. С. Кузнецова выпускали изделий на 2,1 млн. руб., при этом все предприятия гжельского региона — лишь на 200-300 тыс. руб. в год.

В 1860-1870-х годах происходит постепенное исчезновение гжельского промысла с его ручной формовкой и росписью. Остаются крупные фабрики.




Возникновение новых артелей

Лишь с 1920-х годов в Гжели начинают понемногу работать отдельные гончарные мастерские. В 1930-е годы основываются все новые артели, затем в Турыгине открывается профшкола, преобразованная в 1931 в Гжельский керамический техникум. В 1935 там же был отстроен цех, специализировавшийся на выпуске декоративного фарфора. Выпускали преимущественно глиняную игрушку, но иногда вспоминали и старые, «кузнецовские», модели. В 1936 производство преобразуется в кооперативную артель «Художественная керамика».


Возрождение творческих традиций

Начало подлинного возрождения Гжели относится к 1944-1945 и связано с именами историка-искусствоведа А. Б. Салтыкова и художницы Н. И. Бессарабовой. Салтыков берется за возрождение творческих традиций промысла. Основой этого возрождения послужило наследие гжельской майолики 18 в. и полуфаянса 19 в. Роспись же была принята одноцветная синяя подглазурная (кобальтом) по типу традиционной полуфаянсовой — именно такой мы гжель и знаем. В 1972 было образовано объединение «Гжель», ведущее в Гжели; знаком этого объединения до последнего времени была уточка на бегущей волне в треугольнике.

Мастеров готовят в прямом смысле с детского сада, где дети приобщаются к искусству, занимаясь рисованием и делая пробные фигурки. Наряду с общеобразовательной школой существует и художественная. За свои изделия дети получают деньги, поскольку работы считаются авторскими. После школы можно поступить в Гжельский колледж (ускоренный курс обучения от 4 до 5 лет). Среди мастеров есть также выпускники Высшего художественно-промышленного училища, Химико-технологической академии, Художественно-промышленного и Абрамцевского училищ.

Помимо посуды и мелкой пластики, объединение выпускает каминную плитку, около 20 видов различных часов, телефонные аппараты, различные люстры (15 видов). Четыре цеха объединения производят фарфор, два — майолику. Все производства расположены в радиусе 5-7 км. 10% изделий идет на экспорт: в Германию, Англию, Америку, Японию, Италию. Налаживаются связи с Финляндией, Швецией, Люксембургом, Францией, Турцией, Болгарией.








 



Источник: http://clubs.ya.ru/4611686018427472893/replies.xml?item_no=336
Категория: Буйство красок | Добавил: Black_Tango (27.04.2013)
Просмотров: 4588 | Комментарии: 3 | Теги: интересно, традиции, красота | Рейтинг: 3.2/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
ОБЪЯВЛЕНИЕ
Мы ждем Вас!
Облако тегов
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Magic City

    Практическая магия с Энной
    Статистика







    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Женская магия + © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz