Образы богинь судьбы часто связываются с образом нити, прялки,
веретена. В народе женщины-рукодельницы, имеющие дело с полотном и
нитью, также наделяются пониманием тайной природы вещей и умело
используют свое знание. При помощи нити воздействуют на все сферы жизни:
«какова нить, такова и жизнь». Судьба человека воспринимается как нить,
выпряденная на прялке божеством, и затем оформленная (уже человеческими
руками) в виде символического шитья, магического вязания, ткачества и
т.п. – с целью предначертания будущего новорожденному или же с целью
корректировки уже предопределенной судьбы. Божества могут изменить
судьбу человека в моменты ритуальной смерти, т.е. при инициации,
замужестве и пр.
Колесо прялки стало колесом времени (или же понимание цикличности
процессов в природе оказалось там просто объяснить посредством
вращающегося колеса) – рождения, жизни и смерти, а символ круга означал
солнце, вечность, образы Бога и мира как точки отсчета. Колесо
символично и цифре 0 - замкнутый круг, беспредельное, начало и конец,
символ абсолюта. Узоры на прялке связывали человеческую жизнь с
мифическим актом ткачества мироздания. В восточно-славянской культуре
центральная часть прялки, с которой соприкасалась кудель, часто
украшалась знаками-символами солнца и суточного круговорота. Колесо
крутится – жизнь-нить прядется, солнышко по небу катится.
Время в мифологии осмыслялось как конкретная предметная стихия – кудель
на прялке, челнок или ткань на станке богов (пример, к сожалению, «не
русский», но показательный: Пенелопа, наученная Афиной, распускает
натканное за день, тем самым отсрочивая время выбора, т.е.
приостанавливает время, замедляет течение человеческой жизни). В
некоторых традициях определенный отрезок времени так и назывался
«пряжей» («бабий счет по пряже»).
Если на нити (читай – на прямом течение силы/жизни/энергии) завязывался
узелок, это изменяло заданное течение. В одних случаях узелки на нитях
могли выступать в качестве оберегов от болезней и вреда, в других –
наоборот, свидетельствовать о наведении порчи (например, при родах).
Спутывая или перекручивая нить – по аналогии переносили действие на
жизнь человека, спутывая, сбивая, либо наоборот - выпрямляя. Создавая
изделие, вместе в нитью вплетали свои желания, посулы, мечты. Умельцы
вязания узелков на нити с целью изменения жизни/сеобытия назывались
наузниками, а сами колдовские узелковые нити - наузами.
Колдовская нить прялась ради изменения (коррекции) судьбы, т.е.
изменения чего-то в настоящем и будущем. Однако иногда чтобы изменить
будущее, надо вернуться назад, в прошлое – в обрядовом ткачестве это
выполняется кручением нити против часовой стрелки (т.е. открываются
запирающие барьеры, пряха оказывается в потоке времени). В этот момент
она создает новый посыл/желание, и вплетает его в ткань овеществленной
реальности.
Прядения обрядовой нити приходилось на определенные календарные даты:
Прядения обрядовой нити приходилось на определенные календарные даты:
Введение в храм Богородицы (4 декабря), Св. Андрея (13 декабря), в канун
Нового года, Св. Евдокии (1 марта), Св. Алексея (30 марта), среда 4-ой
недели Великого поста, Чистый четверг, Ивана Купала или определенные дни
недели. При этом отдельно оговаривались а) время суток: до восхода
солнца или в течение дня или ночи; б) место прядения: на пороге дома,
"на воде", на ходу, у окна; в) состав исполнителей (женщины, старухи или
девочки-"недоростки", часто ни разу до этого момента не прявшие).
Необходимо было и соблюдение ритуальной чистоты исполнительниц. Иногда
колдовские нити пряли левой рукой с кручением веретена "от себя" (против
часовой стрелки).
Сезон «прядения» и обработки льна начинался с наступлением зимы
(октября). На девичьих посиделках и запрядках (досл. «новая пряжа»)
женщины и девушки общались, мечтали, пряли (а женская магия предполагает
умение мечтая - создавать, вынашивать и рождать желаемое).
Нить, выпряденная в день Введения, обладала целебной силой. Это
связывалось, вероятно, с христианским поверьем, что в этот день
маленькая Мария была введена в ту часть храма, куда мог входить раз в
год только первосвященник с очистительной жертвенной кровью – т.е.
случилось чудо. В этот день «церковь нарушает молчание Священного
Писания, раскрывая неисповедимые пути Господни» (поверим на слово).
Созданная в Чистый четверг и в канун Нового года нить (либо шнурок) и
надетая «знающим» людьми на запястье или поясницу человека, совершившего
телесное и духовное очищение (по поверьям, баня и это умеет делать),
способствовала благоприятному продолжению человеческой жизни и защищала
от колдовства (поверим на слово).
В ночь перед Рождеством (зимнее солнцестояние), когда границы миров
истончаются, прошлое-настоящее-будущее оказываются рядом, пряли
программирующие нити.
Заканчивалось прядение 26 марта (по ст.ст.), к этому времени полагалось
завершить последнюю пряжу, иначе сделанное «не пойдет впрок».
Вышивка, выполненная накануне пасхальной, ивановской и петровской
заутрени (пороговые дни года), обладала особой магической силой. Одежда,
созданная в значимое время года подразумевала обновление и возрождение. (с просторов интернета) В материале использована картина художника Леона Августина Лермитт