У крестьян существовало поверье, что на Пасху «солнце играет». И
многие старались подкараулить это мгновение. В средней полосе России
дети даже обращались к солнцу с песенкой: Солнышко, ведрышко, Выгляни в окошечко! Солнышко, покатись, Красное, нарядись! Мороз или гром на первый день пасхи предвещают хороший урожай льна (Тамбовская губ.). Как дождь или погоды в первый день Пасхи, так весна дождлива будет (Пинежье). Кто на первый день пасхи что-либо разобьет - умрет в тот год. Масса
примет, суеверий, обычаев приурочена народом к пасхальной ночи и
торжественной заутрени, когда в церквах провозглашают воскрешение Иисуса
Христа. «По мнению крестьян, в пасхальную ночь все черти бывают
необычайно злы, так что с заходом солнца мужики и бабы боятся выходить
на двор и на улицу: в каждой кошке, в каждой собаке и свинье они видят
оборотня, черта, прикинувшегося животным»,-писал С. В. Максимов на
основе многочисленных наблюдений и сведений. В то же время
находятся смелые люди и озорники, которым все нипочем. Они утверждают,
например, что если поцеловать замок у церкви на Пасху, обязательно
увидишь ведьму; а если выйти с пасхальным яйцом на перекресток дорог и
«покатить яйцо вдоль по дороге - тогда черти непременно должны будут
выскочить и проплясать трепака»; в пасхальное воскресенье можно даже
узнать, кто в деревне является ведьмой и сколько их: для этого взять
заговоренный творог, встать с ним «у церковных дверей и держаться за
дверную скобу-ведьмы будут проходить, и по хвостам их можно сосчитать
всех до единой». Приметы на Пасху. На Пасху «старики расчесывают
волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на
голове; старухи умываются с золота, серебра и красного яичка в надежде
разбогатеть, а молодые взбираются на крыши», чтобы встретить солнце. Во
время пасхальной службы девушки тихонько шепчут: «Воскресение Христово!
Пошли мне жениха холостого, в чулчонках да в порчонках!»; «Дай бог
жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не в корове, а на лошади!» Все
девичьи пасхальные приметы об одном: если девица ушибет локоть, значит,
ее вспомнил милый; если во щи упадет таракан или муха - к свиданию,
губа чешется - к поцелуям; бровь станет чесаться-кланяться с милым.
Девушки умывались с красного яйца, чтобы быть румяной, становились на
топор, чтобы сделаться крепкой, и т. п. У каждого своя корысть, и
поскольку Пасха - величайший христианский праздник, когда высшие силы
на радостях готовы исполнить любое желание православного человека,
желания произносятся прямо на заутрени. Используют этот момент и
охотники, которые специально являются в церковь с ружьями, и как только в
первый раз запоют «Христос Воскресе», они стреляют в воздух в полной
уверенности, что этим выстрелом убьют черта и обеспечат себе удачную
охоту в течение года. Воры «употребляют все усилия, чтобы во время
пасхальной заутрени украсть какую-нибудь вещь у молящихся в церкви, и
при этом украсть так, чтобы никому и в голову не пришло подозревать их.
Тогда смело воруй целый год, и никто тебя не поймает». Свои
правила поведения и способы получения выгоды от пасхальной службы
выработали картежники. Когда в первый раз запоют «Христос Воскресе»,
надо иметь в руках пикового (виннового) туза и вместо «воистину воскрес»
сказать попу «винновый туз есть»-«тогда с этим тузом можно сделаться
настоящим невидимкой и все доставать»,-рассказывали в Тюменском крае.
Неплохо также, отправляясь в церковь, слушать пасхальную заутреню, взять
с собой колоду карт и, как только священник произнесет: «Христос
Воскресе», сказать: «Карты здеся». На второе провозглашение «Христос
Воскресе» картежник должен ответить: «Хлюст здеся», а в третий раз-«Тузы
здеся». «Это святотатство, по убеждению игроков, может принести
несметные выигрыши, но только до тех пор, пока святотатец не покается». Существует
и такая примета на Пасху: если собака во время пасхальной утрени будет
лаять на восток-к пожару, на запад-к несчастью. Как большой
праздник, к тому же длящийся неделю, Пасха заполнена различными играми,
развлечениями, хождением в гости. На Пасху принято поздравлять друг
друга с воскресением Христовым, христосоваться и обмениваться крашеными
яйцами. На Пасху повсюду разрешается всем (мужчинам, парням) звонить в
колокола, поэтому звучит беспрерывный колокольный звон, поддерживая
радостное, праздничное настроение. Исключительно пасхальным
развлечением было катание яиц, для чего приготовлялись заранее
специальные желобки и выбирались опытными игроками яйца особой формы
-чтобы легко разбивало другие яйца, а само оставалось цело. Пасхи
не бывало без качелей. Едва ли не в каждом дворе устраивали качели для
детей, а в традиционном месте (на деревенской площади, ближайшем выгоне и
т. п.) загодя вкапывались столбы, навешивались веревки, прикреплялись
доски-возводились общественные качели, «...на качелях катаются
решительно все», возле них образуется нечто вроде деревенского клуба:
девушки с подсолнухами, бабы с ребятишками, мужики и парни с гармониками
и «тальянкам») толпятся здесь с утра до ночи: одни только глядят да
любуются на чужое веселье, другие веселятся сами. Первенствующую роль
занимают здесь, разумеется, девушки, которые без устали катаются с
парнями». С Пасхи гуляния молодежи переносятся на открытый
воздух: пляшут, водят хороводы, затевают игры на лужайках за околицей,
на лесных полянах, в конце деревенской улицы. На Пасху нередко
посещали кладбища- ходили христосоваться с покойниками. На могилах
оставляли крашеные яйца, немного хлеба и пива.
|