Почему психология обращается к клоунаде,
когда хочет прояснить для себя особенности человеческих
взаимоотношений? Почему клоун переплюнет почти любого психотерапевта?
Клоунада считается самым высоким и сложным жанром в театральном искусстве. Потому что клоун это тот, кто умеет:
наблюдать человеческие отношения (для этого нужно быть настоящим психологом),
обобщать (для этого нужно иметь научный склад ума),
доходчиво выражать (для этого нужно быть настоящим актёром),
да ещё и выражать на невероятно сложном
языке цирка (для этого нужно владеть всеми цирковыми специальностями -
быть и дрессировщиком, и гимнастом, и жонглёром, и наездником...)
А ещё клоун должен мириться с главным
бременем его профессии: все зрители всегда будут считать его самым
неумелым артистом цирка и смеяться над каждым его движением, хотя
смеяться должны над собой... Поэтому у клоуна должна быть нормальная,
здоровая, адекватная самооценка. А это значит, что у «кабинета
психотерапевта», к клоуну претензий быть не должно. Редкий психотерапевт
похвастается тем, что ему не нужна супервизия у собрата-профессионала
из соседнего кабинета...
Вот почему клоун переплюнет психолога.
Клоунада - это анекдот, притча, которые
(так же как и клоунада) в несерьёзной и гротескной форме рассказывают
всем желающим самые серьёзные и грустные вещи о людях.
Поэтому каждый жест клоуна - это целый
учебник по психологии или даже целый её раздел, только сжатый до одного
сценического иероглифа...
Трио клоунов. «Окурок» Есть в
классической клоунаде такой поджанр, когда клоуны объединяются в трио
характерных ролей. Три друга, три товарища, «три мушкетёра». Точнее,
клоунская пародия на них.
Эта эстрадно-цирковая модель очень точно
копирует одну из моделей обычных человеческих отношений, взятых из
нашей с Вами повседневной жизни.
Трио клоунов в классической клоунаде состоит из трёх атристов, которые чётко следуют трём традиционным характерным ролям.
Первый Клоун - «Старшой»
Он как правило - толстый, сильный, самоуверенный, открыто агрессивен.
Второй клоун - его Правая Рука
«Второй клоун» как правило на языке театральных условностей должен быть- худой, слабый, скрыто агрессивный (подлый).
Ну и, наконец, Третий Клоун, так называемый «Окурок»
Его роль в любой сценке сводится к тому,
что его «гасят». Два первых клоуна заняты тем, что постояно унижают
третьего. И на этом строятся почти все шутки в разыгрываемой перед
зрителями клоунской миниатюре.
Эта классическая схема клоунского трио взята из жизни и является отличной психодрамой.
Психологами замечено, что как только в
обычном человеческом коллективе нелеченных невротиков образуется «дружба
на троих», то люди, участвующие в таких отношениях, как-то сами
незаметно для себя выстраиваются в схему созависимых отношений
«Первый-Второй-Окурок» и начинают играть все свои дальнейшие действия по
этой схеме...
Осечек практически ещё не наблюдалось...
Дети и психология общения Всё то
касается и взрослых, но дети страдают от схемы созависимых отношений
«Первый-Второй-Окурок» гораздо сильнее. А всё потому что, если для
взрослых общение не является жизненной необходимостью, то для детей на
некоторых этапах их развития общение - самая главная ценность. Поэтому
именно дети порой согласны вынести всё. Лишь бы заполучить общение.
***
Когда дети впервые отрываются от
родителей, и пытаются адаптироваться в социуме, перед ними стоит главная
задача - найти себе круг общения среди сверстников.
Задача найти себе друзей у маленького
человека - самая насущная и первостепенная, примерно как у оперившегося
птенца - стать на крыло, а у городской красавицы - достать себе норковую
шубу «как у Маши».
Объяснять на этом этапе ребёнку, что ему
не нужны «такие» друзья, а ему должно быть хорошо с мамой, папой,
бабушкой и компьютером - нелепость.
Ребёнок ищет друзей? Есть спрос... Значит, будет и предложение. Но каким будет это предложение?.. Как всегда бывает с теми, кому не терпится купить - самое несвежее...
К сожалению, среди вакантных мест в невидимой «газете бесплатных предложений» есть только места... окурков.
И страдающий от неуверенности в своей
привлекательности для мира сверстников ребёнок вынужденно занимает эту
скорбную нишу. Ведь теперь у него появились самые настоящие друзья, с
которыми можно переписываться и перезваниваться, гулять во дворе, ходить
по школе, настоящие друзья - целых... двое...
Есть способ - как сломать эту схему созависимых отношений. Только для начала её нужно понять...
Клоунское трио - это модель
психологически нездоровых - созависимых отношений, которые возникают
между тремя психологически нездоровыми людьми, которые притягиваются,
тянутся друг к другу, как кусочки уродливого паззла.
Ключевые слова, которыми можно описать Первого Клоуна: Злая Сила при недостатке Ума.
Ключевые слова, которыми можно описать Второго клоуна: Злой Ум при недостатке Силы.
Понятно, почему эти двое тянутся друг к другу... Вместе они составляют одно гармоничное-(негармоничное) целое.
Отчего же тянется к первым двум клоунам - «третий лишний»?
Ключевые слова, которыми можно описать Третьего клоуна: Потенциальные (непроявленные) Ум и Сила при недостатке Общения.
Первые два, только лишь почувствуют ум и
силу у Третьего, сразу же пытаются «гасить» конкурента. А что ещё им
остаётся делать? И чем значительнее ум и сила у третьего, тем яростнее и
ожесточённее его пытаются «гасить» те, кто всегда разумно опасается
конкуренции со стороны чужих силы и ума...
Что делать? Единственный способ - избежать созависимых отношений такого рода - превратить свои потенциальные Ум и Силу в проявленные.
А для того, чтобы ум и сила проявились,
любому человеку необходимо временное одиночество. Этот период хорошо
знает культура любого народа, в ней период вынужденного одиночества
называется - подготовкой, инициацией.
Человек, чьи ум и сила уже так сильны, что хорошо заметны даже невооружённому глазу, не ищет друзей.
Друзья сами ищут дружбы и покровительства такого человека.
|