Именно
так однажды откровенно сказала о себе известная французская
писательница Франсуаза Саган. Зная ее биографию, богатую на авантюры и
психопатологию, с этим можно согласиться. Как удавалось этому
«очаровательному монстру» в течение почти полувека добавлять «немного
солнца в холодную воду» серых будней?
НА ВЗЛЕТЕ К СЛАВЕ
Легенда
гласит, что историю героини своего первого, сделавшего ее знаменитой
романа «Здравствуй, грусть» Франсуаза Саган (1935–2004) придумала, «лежа
на диване, потягивая виски и двумя пальцами настукивая страницу за
страницей на пишущей машинке». Так она переживала провал вступительных
экзаменов в Сорбонну.
Толпы
журналистов быстро сделали из девятнадцатилетней девушки литературную
звезду. Своим неукротимым нравом, стремлением постоянно «светиться» в
обществе и скандальным поведением Саган как никто другой подходила на
роль персонажа скандальных газетных хроник. Недаром идеалом писательницы
была другая французская суперзвезда – эпатажная актриса Сара Бернар.
Всю жизнь Франсуаза питала слабость к этой сумасбродной женщине с
истерическим поведением и однажды после крупного выигрыша в казино даже
купила дом, некогда принадлежавший Бернар.
К
сожалению, в тринадцатилетнем возрасте Франсуаза, дочь крупного
промышленника Куаре, обнаружила, что алкоголь – неплохое лекарство от
скуки. Неудивительно, что вскоре «для улучшения настроения» в компании
стала напиваться, а проматывая в буквальном смысле слова первый гонорар,
попала в автомобильную аварию, будучи нетрезвой. Аристократический
папаша придавал большое значение своей репутации и потребовал от еще
несовершеннолетней дочери сохранить инкогнито. Франсуаза Куаре придумала
псевдоним – и стала Франсуазой Саган.
ДЕПРЕССИЯ И АЛКОГОЛИЗМ – «БЛИЗНЕЦЫ БРАТЬЯ»
Человек
творческий, Франсуаза плохо справлялась с тоской и разочарованиями – в
ход пошли антидепрессанты. А бурно протекающая личная жизнь ставила все
новые проблемы: то с полицией, то с налоговым ведомством. «Поневоле»
пришлось злоупотреблять лекарственными препаратами: чтобы заснуть –
горсть транквилизаторов, чтобы проснуться – стимулирующие средства,
чтобы возбудиться – амфетамины и на всякий случай аспирин. В 1973 году
под шумный аккомпанемент СМИ она была помещена в неврологическое
отделение клиники «Сальпетриер». Не прошло и двух лет, как на «скорой
помощи» Саган доставили в больницу с диагнозом «острый панкреатит».
Чтобы облегчить боль, врачи назначили ей синтетический морфий. Она тут
же «подсела» на это наркотическое средство и впоследствии уже до конца
жизни не смогла избавиться от наркотической зависимости.
Признанная
писательница и красивая женщина во всем любила разнообразие, и скучной
ее жизнь никак не назовешь: меняла одного любовника на другого,
разнообразила развлечения, много ездила по миру, кстати в 1988 году
посетила и Советский Союз. При этом продолжала сочинять романы, вызывая
восхищение своих читателей.
Писательская
карьера Франсуазы, которая пошла на взлет в 1954 году, практически
закончилась в 1991-м. После смерти своей возлюбленной Пегги Рош она не
могла заставить себя писать и с помощью «порошка» тщетно пыталась вновь
обрести творческий импульс. Ее последние книги представляли собой
сборники статей и интервью. Символично, что одна из них называлась
«Прощай, печаль»…
В
1995 году Саган приговорили к году тюрьмы условно и крупному штрафу за
употребление и хранение кокаина. Ей грозило более серьезное наказание,
но в дело вмешался президент Франции Франсуа Миттеран, который высоко
ценил ее литературный талант.
«У МЕНЯ БЫЛА ЖИЗНЬ КАСКАДЕРА»
Последние
годы жизни Саган «держалась» только на лекарствах и наркотиках. Едва
заканчивался кокаин, она звонила знакомому дилеру, и жизнь снова
становилась «прекрасной». Семья Франсуазы принадлежала к древней
аристократии – родам де Берраск и д’Аллейрак, участникам крестовых
походов. Никто из представителей семьи не работал: это считалось
неприемлемым. Дитя буржуазной среды очень любила свою семью, и в то же
время ее необычайно влекло к наркоманам. Она вела двойную жизнь,
встречаясь то с аристократами, то с жиголо и проходимцами.
В
феврале 2002 года Саган снова получила год условного срока, на сей раз –
за уклонение от уплаты налогов. А в сентябре следующего года ее
доставили в реанимационное отделение парижского госпиталя имени Жоржа
Помпиду в бессознательном состоянии после приема сильнодействующих
препаратов. Это уже был не первый подобный случай – во время поездки по
Латинской Америке писательница была найдена в гостиничном номере в
состоянии комы после приема большого количества снотворного.
Мадам
скрывала еще одну интимную сторону своей жизни. На снимках мы не увидим
ее объятий с женщинами, которых она любила или соблазнила. В театр или
казино всегда входила под руку с мужчиной, чтобы ее не сфотографировали с
дамой сердца. Она никогда не упоминала о своей бисексуальности – ни
публично, ни в приватной обстановке.
Естественно,
что размеренная семейная жизнь оказалась несовместимой с буйным нравом,
да и сама писательница повторяла, что в жизни любит только скорость и
азарт. Саган дважды выходила замуж: в 1958 году за сорокалетнего
издателя Ги Шеллера, а в 1962 году за молодого американца Боба Вестхофа,
одного из первых в США моделей-мужчин. От второго брака остался сын
Дени Вестхоф, ставший фотографом. Он признался в интервью, что Пегги
Рош, любовница его матери, была «исключительно красивой и элегантной
женщиной с властным характером. В какой-то мере она играла роль хозяйки
дома. Пегги прекрасно знала о всех маминых слабостях и пороках и умела
держать ее в руках. Мать слушалась только ее. И когда Пегги говорила ей:
"Франсуаза, сегодня вечером вы не пьете!” – то мама повиновалась. Она и
Пегги относились друг к другу с удивительной нежностью. Да, они спали
вместе, но это меня не касалось. Она похоронена в одной могиле с моими
родителями, но на надгробном камне нет ее имени».
Судьба
и творчество этой талантливой женщины были погублены наркотиками.
Безуспешно «прощаясь с грустью», борясь с нею всеми приемлемыми и не
очень средствами, писательница проиграла заведомо обреченное на неудачу
сражение с наркоманией. Но любила гордо повторять: «У меня была жизнь
каскадера».
Всегда
она питала склонность к эпатажу – отказалась войти в состав
Гонкуровской академии, отклонила лестное предложение быть избранной в
члены Французской академии, а ведь такой чести за всю историю
удостаивалась лишь одна писательница – Маргерит Юрсенар.
«ВЫБРАСЫВАЮ ДЕНЬГИ В ОКНО»
За
годы литературной карьеры Саган опубликовала около 50 книг, многие из
которых, например «Любите ли вы Брамса?», «Немного солнца в холодной
воде», «Нарисованная леди», «Уставшая от войны», стали мировыми
бестселлерами.
О
своем творческом процессе знаменитость выражалась достаточно
откровенно: «Я привыкла писать, предварительно выпив. В результате
раскрепощается ум, словно это… исповедь». Прочтя написанное накануне,
Франсуаза принималась ходить по комнате, «заряжая» себя никотином и
алкоголем. Потом громко начинала диктовать, а стенографистка записывала
порою до двадцати страниц в час. «Если ты пьян, можешь говорить правду –
никто не поверит», – любила повторять автор популярных романов. В ее
произведениях начинают появляться герои, страдающие наркоманией. В
«Неясном профиле» (1974) и «Смятой постели» (1977) Франсуаза Саган с
откровенностью воспроизводит то, что испытала сама. В обеих книгах герои
пытаются заглушить наркотиками смятение духа. Юлиус А. Крам,
могущественный представитель делового мира из «Неясного профиля»,
«поглощал медикаменты, белые, желтые, красные пастилки, запас которых он
пополнил в Нью-Йорке». Эдуард Малиграс в «Смятой постели» находится в
еще более угрожающем положении. Тридцатипятилетний драматург привык к
психотонизирующим пилюлям и не задумался бы уколоться героином, даже
«если бы это помогло ему написать десяток блестящих страниц».
Писательница,
которая называла себя лентяйкой, бывала по-настоящему счастлива якобы
только в часы безделья. Но «наступает момент, когда в голове появляются
сюжеты, смутные идеи и неясные силуэты. Это действует мне на нервы.
Вдруг возникает какой-то внешний фактор – больше нет денег или надо
платить налоги. Приходится садиться за стол… Меня часто упрекают в том,
что я выбрасываю деньги в окно. Но именно это меня, может быть, и
спасло. Будь я человеком обеспеченным и материально независимым, не
знаю, стала бы я писать… Я сочиняю по ночам с отключенным телефоном,
когда меня ничто и никто не беспокоит. Пишу, как дышу, следуя своему
инстинкту, не думая о том, что надо непременно сказать нечто новое.
Конечно, случаются и благословенные моменты, когда чувствуешь себя
царицей слова, и тогда кажется, что ты в настоящем раю!»
ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ
Раннее
начало алкоголизма закономерно привело к наркомании. На этом
болезненном фоне уже без труда сформировались различные личностные
расстройства – истерические и эмоциональные. Передозировки психотропных
препаратов могли как носить намеренный (попытка суицида) характер, так и
быть случайными: состояние алкогольного или наркотического опьянения
усиливает действие снотворных средств.
Таким
образом, алкогольная и наркотическая зависимости у Саган, личности во
многом инфантильной, вряд ли носили вторичный характер. Правомерно
говорить даже о полинаркомании. Эмоциональные, в первую очередь
депрессивные расстройства проявлялись достаточно ярко. Действие
психоактивных веществ на творческий процесс, как это нередко бывает,
вначале носило стимулирующий характер, но в последующем постепенно
разрушило его. К сожалению, Саган не обладала в полной мере критичностью
к своему заболеванию. Этот характерный для подобных расстройств симптом
называется анозогнозия – неспособность принять факт своего психического
заболевания.
Франсуаза
Саган – не только «затяжной несчастный случай», но и редкий случай
сочетания длительного и плодотворного творчества с выраженной
наркотической зависимостью.
Александр Шувалов,кандидат медицинских наук. (Психология)
|