Целлюлит у нарисованных европеек отсутствует только у кукольно
неживых фигурок Босха. Зато он весьма заметен на картинах Тициана,
Тинторетто, Веронезе, Рембрандта, Рубенса, Буше, причем все ямочки и
подушечки на женском теле художники выписывали детально, старательно и,
похоже, с большой любовью.
На картинах импрессионистов и постимпрессионистов - Курбе, Корро, Мoне,
Ренуара, Тулуз-Лотрека - можно рассмотреть целлюлит во всех
подробностях, настолько реалистично они его отображали. А Кустодиев,
похоже, и не мыслил истинной женской красоты без целлюлитных
"подушечек", что сочно отразил в своей "Русской Венере". Живописцы
были снисходительны, рисуя женские портреты - лица, шеи, плечи, руки
они старательно молодили и прихорашивали: на портретах все
барышни-красавицы, зрелые матроны смотрятся значительно моложе своих
лет, прожитых ко времени создания портрета, а рябая императрица Анна
Иоановна изображена с гладкой кожей и ровным овалом лица. Но
когда доходило до нижней части тела, то ее просто списывали с натуры.
Иногда даже поражает несоответствие молодого свежего лица и
гипертрофированной нижней части (например, "Спасение Арсинои"
Тинторетто). Скульптуры прошлых лет не менее красноречивы - гордые
профили, лебединые шеи, точеные лица и - целлюлитные выпуклости, причем
такие, что и видны, и ощущаются рукой (кому удается потрогать
скульптуру). Почему же художники и скульпторы былых времен так
откровенно, так натуралистично изображали целлюлит? Все объясняется
просто: никто не переживал из-за того, что кожа на бедрах дряблая и в
"ямочках". Это не считалось некрасивым. Хотя целлюлит у женщин был
выражен сильно. Ведь, затягиваясь в корсеты, дамы сильно нарушали
кровообращение и лимфоток в нижних конечностях. Кроме того, мало
кто мог увидеть обнаженной женщину целиком: купальные костюмы наглухо
закрывали тело до колен, омовение дамы совершали только в присутствии
слуг, которых не стеснялись (а некоторые даже мылись в рубашках), а
сексуальные контакты чаще целомудренно проходили в темноте. Туалеты
тех лет сильно обнажали грудь, плечи, руки и закрывали всю нижнюю часть
тела, поэтому дамы холили и лелеяли лицо, шею, зону декольте, руки,
старательно утягивали талию, а "нижний этаж" просто не было нужды
приглаживать - пышные юбки надежно драпировали все дефекты и неровности.
Однако во второй половине ХХ века появился новый идеал женщины -
спортивный, стройный, подтянутый. Вот тут-то и были предприняты первые
попытки разгладить неровную кожу на бедрах. В
СССР в пятидесятые годы нашего века лишнему весу еще не объявили войну,
и ведущие красавицы сцены и кино были "в теле". Но вот гладкую кожу на
ногах уже востребовали: на подиумах демонстрировали купальники, в кино
действие часто происходило на пляже, страна, отойдя от послевоенной
разрухи, помешалась на спортивных показах и парадах, демонстрирующих
мощь нашего государства, и женщины массово представали в спортивных
трусах. В середине пятидесятых наша семья снимала дачу, и в том
же доме одну из комнат заняли две молодые симпатичные женщины. Наши
соседки удивили мою маму сразу же после первого знакомства: они
попросили ее не выбрасывать, а отдавать им кофейную гущу (растворимого
кофе тогда еще не было). А потом я увидела, как они в саду растирали
бедра и живот этой влажной гущей, заматывались полотняными полотенцами и
в таком виде бегали, резвились, весело играли
в волейбол, делали разминку. Похоже, мне посчастливилось наблюдать одну
из первых попыток антицеллюлитного обертывания в России. Сегодня,
спустя 45 лет, я могу объяснить, по какому принципу действует такое
обертывание: из влажной кофейной гущи, через эпидермис и дерму, в
подкожную жировую клетчатку проникают молекулы кофеина, которые
стимулируют липолиз в адипоцитах (жировых клетках), а сами частички
кофейной гущи при движении массируют кожу, улучшают ее кровоснабжение,
лимфоток и отток межклеточной жидкости, уменьшают застойные явления,
положительно действуют на метаболизм в кератиноцитах эпидермиса и
фибробластах дермы. Все это в совокупности и обеспечивает выравнивание
кожи и улучшение ее вида. Женский идеал сегодняшнего дня -
тоненькая девушка с плоским животом, маленькими ягодицами и ровной
кожей. Для современных женских туалетов, особенно летних, характерен
минимум материи и максимум обнаженного тела. Если материи много, то ноги
все равно открываются глубокими длинными вырезами. Так что сегодня
одеждой целлюлит уже не скроешь. Посему целлюлит объявлен злостным
врагом женского тела. Автор: Ольга Зайкина, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Института иммунологии МЗ РФ
В материале использованы фотографии картин Б.Кустодиева; Якопо Тинторетто.
|